Официальный интернет-портал правовой информации  

 

 

Главные условия проведения процедуры муниципальных закупок - открытость и гласность.

Именно эти антикоррупционные требования заложены в Федеральном законе от 21.07.2005 №94-ФЗ  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым строит свою работу департамент закупок для муниципальных нужд города Курска – структурное подразделение Администрации города, наделенное полномочиями по размещению заказов путем проведения торгов, запросов котировок для муниципальных заказчиков.
Об эффективности работы по размещению заказов для бюджета города рассказывает директор департамента закупок для муниципальных нужд Алексей Михайлов:
– Расходы на муниципальные закупки осуществляются с учетом одного из главных принципов бюджетной системы РФ – эффективности и экономности использования бюджетных средств. Другими словами, экономия бюджетных средств при размещении муниципального заказа - дополнительный критерий эффективной работы заказчика и уполномоченного органа.
За период существования  департамента (с 1 февраля 2010 года по настоящее время) было организовано и проведено 3880 процедур.
Развитие конкурентного механизма размещения заказов для муниципальных  нужд и профессионализация закупочной деятельности позволили снизить стоимость приобретаемой заказчиками продукции. Анализ ситуации с размещением муниципального заказа в городе с 2011-го по настоящее время показывает, что на протяжении этого периода наблюдается тенденция  роста экономии бюджетных средств. По результатам проведенных торгов в среднем  экономия за год составляет 13,82%.
При определении уровня эффективности размещения заказа учитывается не только денежная составляющая закупочного процесса в виде экономии бюджетных средств, но и недопущение при проведении закупок случаев необоснованного завышения цен, заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, задержек в реализации закупочных процедур и  приобретение продукции  более высокого качества на иных более выгодных условиях, таких как сокращение сроков поставки, оплата без аванса, более длительный срок гарантийного обслуживания, дополнительные сервисы.
На эффективность размещения заказов положительно повлияло введение в эксплуатацию с 1 января 2011 года единого общероссийского сайта закупок, а также проведение торгов в форме открытых  аукционов в электронной форме. Это обеспечивает прозрачность процедуры размещения заказа, увеличивает число участников торгов, способствуя тем самым развитию предпринимательства, поскольку в размещении заказа задействуются различные сферы производства и оказания услуг.   В силу анонимности участников аукциона (подача заявок происходит под номерами без указания наименований компаний) открытые аукционы в электронной форме исключают взаимодействие заказчиков и участников торгов на всех этапах проведения аукциона и способствуют развитию добросовестной конкуренции. Иными словами, специфика  открытых аукционов в электронной форме такова, что она препятствует реализации сговора на торгах.
Еще один важный критерий эффективности размещения заказов и использования  бюджетных средств – определение начальной (максимальной) цены еще на этапе подготовки документации по размещению заказов.
Таким образом, действующие в Курске управленческие механизмы в сфере муниципальных закупок обеспечили выполнение таких важнейших задач, как повышение эффективности удовлетворения муниципальных нужд, открытости и гласности размещения заказов, создание условий развития конкурентной среды, обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к получению муниципального заказа, противодействие коррупции при закупках для государственных и муниципальных нужд.
Подтверждением этому служит  оценка деятельности департамента закупок для муниципальных нужд города Курска, данная Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ), которая ежегодно проводит исследования в области прозрачности закупок. По результатам 2012 года департаменту как представителю муниципального образования «Город Курск» присвоен уровень «высокая прозрачность».
Что касается дальнейшего развития системы закупок, то этому призван способствовать новый Федеральный закон № 44-ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Он предусматривает  существенные изменения правил осуществления госзакупок, начиная от этапа планирования и заканчивая контролем деятельности государственных и муниципальных заказчиков и их должностных лиц. С начала 2014 года, когда поэтапно начнёт вступать в силу новый закон, торги по закупкам за бюджетные средства могут быть проведены с помощью одной из 11 закупочных процедур. В их числе – электронный аукцион, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, запрос  котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика.
Также в законе о контрактной системе немаловажная роль отведена единой информационной системе в сфере закупок.