Официальный интернет-портал правовой информации  

 

 

О новых аспектах и ходе реализации вступившего в силу с 1 сентября 2013 года закона «Об образовании в РФ» в образовательных учреждениях Курска

О новых аспектах и ходе реализации вступившего в силу с 1 сентября 2013 года закона «Об образовании в РФ» в образовательных учреждениях Курска рассказал председатель комитета образования Сергей Белкин.

- Новый закон объединил дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее под понятием «общее образование». Таким образом за дошкольным образованием признан статус уровня образования. Приказом Министерства образования и науки РФ в октябре 2013 года принят федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Он нацелен именно на общее развитие ребенка, на развитие его личностных качеств.

Статьей 44 закона регулируются права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В соответствии со ст. 64 родители (законные представители) несовершеннолетних, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (то есть вне образовательной организации), имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.

В статье 16 закреплена норма обучения школьников с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В  Курске для обучения детей с повышенной учебной мотивацией функционируют 4 центра дистанционного обучения, все школы имеют лицензионные программные продукты для обеспечения удаленного подключения школ к видео-конференц-связи. Восемь школ города  осуществляют обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных образовательных технологий.

В этом учебном году в дистанционных центрах обучаются 87 детей-инвалидов. Семи детям-инвалидам, окончившим школу в 2013 году и продолжившим обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, оборудование для дистанционного обучения передано в дар. В Курске начата работа по функционированию муниципальной сети дистанционного обучения.

- Школы по новому закону могут воспользоваться своим правом по применению к учащимся мер дисциплинарного взыскания.
- К таким взысканиям относятся замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Сразу оговорюсь, что меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул. При выборе меры дисциплинарного взыскания школой должна учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение совета обучающихся и родительского совета.

Хотелось бы сказать также о тех изменениях, которые касаются всех образовательных организаций.

Федеральный закон направлен на повышение информационной прозрачности в сфере образования. На сайте образовательной организации должна быть представлена информация о месте её нахождения, режиме и графике работы, контактных телефонах и адресах электронной почты; структуре и органах управления образовательной организацией; реализуемые образовательные программы с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных соответствующей образовательной программой и т.д.

Федеральным законом существенно более подробно урегулированы права и гарантии для обучающихся, меры социальной поддержки и стимулирования, чем это было ранее. Статусу обучающихся и их родителей (законных представителей) посвящена глава 4. Отдельными статьями регулируются также более частные вопросы, например, ст. 35 определяет пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания, ст. 36 регулирует стипендии и другие денежные выплаты, ст. 37 – организацию питания, 38 – обеспечения вещевым имуществом, 40 – транспортного обеспечения. Статьями 58 и 59 определяются порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, включая права и обязанности обучающихся и образовательной организации в этой связи.

- Что предусмотрено для урегулирования споров с родителями, если они возникнут?

- Предусмотрено создание комиссии по урегулированию споров на паритетной основе. Комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Необходимо разработать и принять специальный локальный акт организации, учтя в процессе его разработки мнения органов, представляющих интересы работников и обучающихся, а затем в соответствии с данным актом сформировать комиссию и обеспечить ее работу организационно.

Статьей 47 устанавливаются трудовые права и социальные гарантии работникам, а также решается ключевой вопрос состава рабочего времени педагогического работника. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями.

Соотношение преподавательской и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим нормативным актом образовательного учреждения с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Данная норма окончательно разрешает заблуждения, возникавшие в связи с особенностями начисления заработной платы, согласно которым многие педагогические работники полагали, что к их обязанностям относится исключительно проведение аудиторных занятий в рамках нормы часов аудиторной нагрузки за ставку заработной платы. Вместе с тем, было очевидно, что аудиторная нагрузка составляет лишь часть педагогической работы, и помимо проведения уроков у учителя есть масса внеурочных обязанностей.

Конечно, это еще не все аспекты нового закона. Комментарии к нему, разъяснения, изменения в Закон, новые подзаконные акты издаются постоянно. Так, например, в своем послании 12 декабря 2013 года Президент РФ сказал, что уже дано поручение предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение, начиная со следующего учебного года. Его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения.

Новшества коснулись и выдачи документов об итоговой аттестации. Приобретение или изготовление бланков документов об образовании и  квалификации отнесено теперь к компетенции образовательной организации. Приказом Минобразования и науки РФ  утверждены образцы и описания аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним. Приказом Минобрнауки РФ  упраздняются золотая и серебряная медали «За особые успехи в учении», вводится аттестат о среднем общем образовании с отличием.

Предстоит большая работа по реализации Закона, созданию правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства.